Форум » Земные Философии, и оставившие их философы. » Л.Н.Толстой как теософ » Ответить

Л.Н.Толстой как теософ

German: Толстой Л.Н. как теософ и метафизик.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

German: Л.Н. Толстой. «Мысли о Боге» «Мир – таков, каким мы его видим, только в том случае, если не существует иначе устроенных, одарённых иными чувствами, чем наши, существ. Если же мы видим не только возможность, но необходимость существования существ иных, одарённых иными, чем наши, чувствами, то мир ни в каком случае не таков только, какими мы его видим. Наше представление мира показывает только наше отношение к миру, точно так же как зрительная картина, которую мы составляем себе от того, что мы видим до горизонта, никак не представляет действительного определения видимых вещей. Другие чувства: слуха, обоняния, главное – осязания, проверяя наши зрительные впечатления, дают нам более определённое понятие о видимых вещах; но то, что мы знаем как широкое, толстое, твёрдое или мягкое, и как звучат или пахнут видимые нами вещи, не доказывает того, что мы знаем вполне эти вещи, и что новое чувство (сверх пяти), если бы было дано нам, не открыло бы нам, что наше, составленное по пяти чувствам, понятие о вещах так же обманчиво, как и то понятие плоскости и уменьшения в отдалении предметов, которое давало нам одно зрение. Я вижу в зеркале человека, слышу его голос и вполне уверен, что это настоящий человек; но подхожу, взять его за руку, и ощупываю стекло зеркала и вижу свой обман. То же происходит с умирающим человеком: нарождается новое чувство, которое открывает ему (с его нового чувства и даваемого им нового знания) обман признания собой своего тела и всего того, что через посредство чувств этого тела призналось существующим. Так что мир наверное не таков, каким мы его познаём: будут другие орудия познания и будет другой мир. Но как бы ни изменилось то, что мы считаем миром, – наше отношение к миру, – одно несомненно такое, каким мы познаём его, и всегда неизменное: это то, что познаёт. Это познающее одно везде и во всём и в самом себе. Это Бог и та почему-то ограниченная частица Бога, которая составляет наше действительное «я». Но что же такое этот Бог, то есть вечное, бесконечное, всемогущее, сделавшееся смертным, ограниченным, слабым? Зачем Бог разделился Сам в Себе? – Не знаю, но знаю, что это есть, что в этом жизнь. Всё, что мы знаем, есть не что иное, как только такое же деление Бога. Всё, что познаём как мир, есть познание этих делений. Наше познание мира (то, что мы называем материей в пространстве и времени), это – соприкасание пределов нашего Божества с другими Его делениями. Рождение и смерть суть переходы от одного деления к другому».

German: Л.Н. Толстой. «Мысли о Боге» «Разумное существо не вмещается в жизни личности, и как скоро оно разумно, так стремится выйти из неё. Христианское учение открывает человеку то, что сущность его жизни есть не его отдельное существо, а Бог, заключённый в этом существе. Бог же этот сознаётся человеком разумом и любовью. Желание блага себе, любовь к себе могла существовать в человеке только до тех пор, пока не проснулся в нём разум. Как только проснулся разум, так ясно стало человеку, что желание блага себе, отдельному существу, – тщетно, потому что благо неосуществимо для отдельного и смертного существа. Как только появился разум, так стало возможно только одно желание блага всему; потому что при желании блага всему нет борьбы, а единение, и нет смерти, а передача жизни».

German: Александр Пкул спрашивает: Например, из последних есть тот, что сама Е.П.Б. дарит графу Толстому именной вариант "Голоса" с дарственной надписью(*). И если только этот "вероятностный факт" подтвердится и перейдет в разряд "фактов точных", вот тогда и весь этот "проклятый вопрос" будет состоять уже более простой дилемме: смогла бы мечтающая и, вообще, думающая в основном по-русски Блаватская подарить русскому писателю Толстому именной "аглицкий оригинал" или нет. Если нет, то какой именно она ему подарила? http://forum.theosophy.ru/forums.php?m=posts&p=231954#231954 Мы отвечаем - могла. Ибо какой еще кроме английского варианта она могла бы ему подарить? В тот моменнт на других языках теософское работы не издавались. В отношении знания графом иностранных языков сомнения нет. Однако чтобы более точно ответить на это вопрос следовало бы обратиться к такой книге как: "Библиотека Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне" подготовленной к изданию последним секретарем графа Толстого В. Булкаговым, который также работал хранителем дома музея Толстого после войны. Эта книга издавалась дважды - в двухтомном варианте в конце 50-х годов и в трехтомном в серелине семидесятых. К сожалению у меня ее нет. Но она наверняка есть в крупных библиотеках и на букинистических распродажах. Для примера один из томов - Поэтому тот, кто перый доберется до нее может получить информацию содержится ли в литфондах дома-музея в Ясной поляне - книга Блаватской.


tigra: есть адын маленький деталь! в СССР не только религия была не в почете, но и эзотерика-оккультизм-мистика тоже были в тех рядах. Работы Блаватской не издавались, а если уж и проскальзывало что-то про теософию или ЕПБ - то в назидательно-высмеишвающих выражениях. Например, в атеистических словарях

German: Не совсем так. Если речь идет о том, чтобы восхвалять теософию и Блаватскую то этого конечно не было. А вот проскальзывать в воспоминаниях вполне могло и никто на это не обращал никакого внимания. Для примера: "Почему-то заговорили о теософии. - В теософии все хорошо, - заметил Лев Николаевич, - исключая только того, что теософы знают, что на том свете будет и что до этого света было". В. Булгаков. "Л. Н. Толстой в последний год его жизни" Эту книгу как раз написал тот человек, о котором я писал выше. Бывший секретарь Льва Толстого и хранитель его дома-музея. Блаватская не была с точки зрения коммунистов их прямым врагом, скорее просто исторический персонаж, который им не особо нравился. То есть никто бы (в том числе и сам В. Булгаков не стали бы вычеркивать) из списка книг Ясной Поляны книги Блаватской по политическим соображениям. Их бы на самом деле просто никто и не заметил бы. Все-таки там насколько помню больше двадцати тысяч книг. В таком массиве книги по теософии просто теряются.

German: Могу ради интереса привести еще книгу - воспоминания Неру изданную в лохматых 50-х годах. Там целая глава посвящена теософии - так как его семья была знакома и с Безант и с другими теософами. Если бы хотели могли бы при переводе сократить и выбросить. Но никто этого делать не стал. То есть не все было так "демонизировано", и не за всем следили, как пытаются внушить сейчас. С другой стороны могу привести например другой пример - в середине тридцатых годов в Англии был принят закон против спиритуалистов - и их банально и просто сажали в тюрьму.

Татьяна: German пишет: Толстой Л.Н. как теософ и метафизик. В последние годы жизни Толстой читал теософические журналы, но книги ЕПБ, скорее всего, не читал, т.к. ничего не написал об этом. Из дневниковых записей Льва Николаевича можно понять, что он имел очень поверхностное представление о Теософии (скорее всего, он воспринимал Теософию, как "современную или новомодную религию"). Несмотря на то, что Лев Николаевич не читал Тайную Доктрину, он самостоятельно понял все (самое главное), что хотели донести до нас Махатмы и Блаватская (и чего, к сожалению, совсем не поняли те, кто назвались преемниками и последователями Блаватской - Безант, Ледбитер и Бэйли). Вот, например, размышления Толстого о религии: «… Религия есть такое установление своего отношения к миру, из которого вытекает руководство всех поступков. Обыкновенно люди устанавливают свое отношение к началу всего Богу и этому Богу приписывают свои свойства: наказания, награды, желание быть почитаемым, (Зачеркнуто: любовь даже) любовь, которая в сущности свойство только человеческое, не говорю уже о тех нелепых легендах, в которых его (Зачеркнуто: его) бога описывают, как человека. Забывают то, что мы можем признать, скорее не можем не признать начало всего, но составить себе какое-нибудь понятие об этом начале никак не можем. Мы же придумываем своего человеческого Бога и за панибрата обращаемся с ним, приписывая ему наши свойства. Это панибратство, это умаление бога более всего извращает религиозное понимание людей и большей частью лишает людей какой бы то ни было религии -- руководства поступков. Для установления такой религии лучше всего оставить бога в покое, не приписывать ему не только творения рая, ада, гнева, желания искупить грех и т. п. глупости, но не приписывать ему воли, желания, любви даже. Оставить бога в покое, понимая Его, как нечто совершенно недоступное нам, а строить свою религию, отношение к миру на основании тех свойств разума и любви, которыми мы владеем. Религия эта будет та же религия правды и любви, как и все религии в их истинном смысле от браминов до Христа, но будет точнее, яснее, обязательнее…» Л.Н.Толстой ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ под редакцией Черткова, том 58, ДНЕВНИКИ и записные книжки, 1910 г.

German: Татьяна пишет: В последние годы жизни Толстой читал теософические журналы, но книги ЕПБ, скорее всего, не читал, т.к. ничего не написал об этом. Мог читать. В его библиотеке могут быть книги ЕПБ. Теософское общество и имена основателей были на слуху. Например Достоевский упиминал о них. Часть произведений ЕПБ печаталось в России еще в 1890-х годах. Известна была история с нападками Соловьева и ответом Желиховской. Кроме этого языковые препятствия в тот период для дворян и интеллигенции не особенно влияли - обычно знали 2 или 3 языка. То есть не было нкиакого железного занавеса, а интерес к спиритизму например был большой ("Плоды просвещения" Толстого - критикуют интерес к спиритизму). Поэтому вполне мог читать. В конце жизни Толстой написал книгу "Путь жизни" - Эта книга давно не переиздавалась в России, а между тем она является шедевром мировой духовно-эзотерической мудрости, переданной в изложении великого писателя. В этой работе Толстой распределил по отдельным темам лучшие философские афоризмы, высказывания и крылатые выражения, принадлежащие мудрецам и духовным учителям всего мира. Значительную часть из них составляют философские афоризмы Востока. В этой же книге представлена малоизвестная, но чрезвычайно интересная работа Л.Толстого о карме. http://www.ozon.ru/context/detail/id/4862354/

Татьяна: German пишет: Мог читать. Читал. Об этом есть записи в его дневниках. "...Сегодня 17 ноября. Очень был слаб, лежал в постели до 12-ти. Встал, читал письма, журнал теософии, газету, как всегда, “На каждый день” в 3-х изданиях..." ПСС, Дневники, 1909. "... цепь же причин не мож[ет] не б[ыть] бесконечна и потому явно, что исследование известного ряда причин из бесконечной цепи причин не может (Зачеркнуто: иметь никакого серьезного значения а та)быть основой миросозерцания. А между тем основа эта необходима, рассуждение же, т. е. деятельность ума, не дает ее. Где же взять се? Нет ли у нас еще другого кроме рассудочного (Зачеркнуто: средства) познания, неизбежно допускающего бесконечную цепь причин? И ответ очевиден: такое совсем особенное от рассудочного познание, не нуждающееся в определение причин, каждый знает в себе, называя этот род познания -- сознанием себя, своего "я" -- или, не разбирая строго источника этого познания, называя это (Слово: это переделам из: этот; далее зачеркнуто: способ) познание (Зачеркнуто: верою) в отличие от познан[ия] рассудочного, верою, верою хотя не прямо в мое сознание, но в выраженное другим лицом мое же сознание. Таковы все веры от Браминской до новейшей теософской. (Зачеркнуто: или социалисти[ческой]) Сущность их в том, что они отвечают на требования выражения основ не рассудочного знания (как бы ни казалось нелепо, с точки зрения разума, их утверждение), выражая эти основы так, что они удовлетворяют требованиям воспринимающих..." ПСС, Дневники и записные книжки, Записная книжка №7 "... 19 Сент. Спал мало. И слаб. Походил. Написал письма Нажив[ину] и Иконникову. Анучин, еще кто-то, Конисси. Поехали. Толпа огромная, чуть не задавила. Ч[ертков] выручал, я боялся за Соню и Сашу. Чувство опять то же, и неприятное сильнее, п[отому] ч[то] явно, что это уже чувство толпы. Ехал хорошо. Интересно Ольга Фредерике сказала, ч[то] ей важно и нравится в теософии то, ч [то] отвратительно, именно то, что несправедливость этого мира уравнивается, устраняется жизнью в других мирах. Искушение тоже. Какая наивность..." ПСС, Дневники и записные книжки, 1909. "...[18/30 апреля.] ... Львов рассказывал о Блавацкой, переселении душ, силах духа, белом слоне, присяге новой вере. Как не сойти с ума при таких впечатлениях? ..." ПСС, ТОМ 49, Дневники (1881-1887)

Татьяна: German пишет: В его библиотеке могут быть книги ЕПБ. Да, книги ЕПБ могли быть в личной библиотеке Толстого, но пока об этом ничего неизвестно.

German: Татьяна пишет: Да, книги ЕПБ могли быть в личной библиотеке Толстого, но пока об этом ничего неизвестно. Правильно. Поэтому этот вопрос требует отдельного изучения и исследования (всеь вопрос по поводу отношений Толстого к теософии). Это кстати к вопросу - что можно исследовать.

Татьяна: German пишет: Поэтому этот вопрос требует отдельного изучения и исследования (всеь вопрос по поводу отношений Толстого к теософии). Это кстати к вопросу - что можно исследовать. В индексе к ПСС Л.Н.Толстого имеется фамилия Блаватской (Блаватская Е.П. 49: 84, 90; // 27: 657, 49: 227; 54: 506; 66: 258) и "Голос Безмолвия" (54: 506; 80: 67). Осталось найти тома ПСС (выделены жирным шрифтом) и посмотреть, что именно говорится о ЕПБ и "Голосе Безмолвия". К исследованию приглашаются все желающие (и любознательные!).

German: Татьяна пишет: Осталось найти тома ПСС Они у меня есть. Посмотрел ПСС 49: 84, 90: Дневник 1884 год. 84 - [18/30 апреля.] Поздно. Перечитывал рукописи, потом свою
рукопись о переписи. Хочу ее напечатать в пользу несчастных.
Я сомневался, нужно ли помогать политическим] заключен¬
ным. Мне не хотелось, но теперь я понял, что я не имею права
отказывать. Рука протянута ко мне. «И в темнице посети».
Пошел к Юрьеву. Но дошел только до театра. Слабость хуже
to всех дней. Много думал на обратном пути. И в слабости надо
найти силу, не бояться ее. Попытаюсь. Да, приходил Озмидов. 
Полон планов добра. Боюсь за него, но верю в него. Обедал мир
но, заснул. Пошел ходить. Львов рассказывал о Блавацкой,
переселении душ, силах духа, белом слоне, присяге новой вере.
Как не сойти с ума при таких впечатлениях? Шил сапоги, напился чаю, пошел к Сереже до 2-х часов. Незначительная, но
мирная и грязная беседа. Письмо от Черткова и ответ[ил] ему
на правдивое признание.Я ослабел в прямоте — признак, что я ослабел в нравствен
но ной жизни. 90 - [6/18 мая.] Поздно. Неожиданно уяснилась статья о переписи
и работал утро. Потом пошел к Олсуфьевым. Рассказ о Полива¬
нове, сидящем в дыре и получающем хлеб сверху. Христиане!
Платят в Сибири 50 руб[лей] за живого и 25 рублей за мертвого
беглого. Христиане! Потом у Сережи под окном. Он ненавидит
меня за мою веру. Также и Толстая. Комическое письмо от нее.
Опять проскочила ненависть. Дома треск Кислинских. Тоска,
смерть. Письмо от Урусова о Блавацкой. Орлов. Я всегда рад 
ему. Шил сапоги — кончал. Пришли Самарин и Ад[ам] Вас[ильевич]. Тоска. Чужие. Да, утром приехала Оболенская, жалкая,
добрая. — Самарин хорош. Вся его умственная машина на то
только нужна, чтобы оправдывать ложь. 227 - о Блавацкой, — Елена Петровна Блаватская (1831-1891), пи
сательница-теософка. --------------------------------------- Здесь только мелкие упоминания и ссылки. Смотрим дальше.

German: ПСС 54: 506: 12 февраля. Стр. 155-156.875. 155s. Читаю прекрасный теософич[ескиий журнал; — Немецкий журнал
«Theosophischer Wegweiser zur Erlangung der gottlichen Selbsterkenntnis»,
Monatsschrift zur Verbreitung einer hoheren Weltanschauung und zur Ver
wirklichung der Idee einer allgemeinen Menschenverbriiderung aiif Grund
lage der Erkenntnis der wahren Menschennatur. Organ fur die deutsch-
redenden Mitglieder der allgemeinen «Theosophischen Gesellschaft». Redi
giert und herausgegeben von Arthur Weber. Leipzig, 1902-1903. Толстой, на своем экземпляре этого журнала отметил афоризмы Рама
кришны, Фомы Кемпийского и Е. П. Блаватской («Голос безмолвия»),
 а из № 5 за 1903 год перевел сказку «Das bist du» («Tat twam asi», т.e. 
«Это ты»), из которой заимствовал также мысль своей сказки «Ассирий
ский царь Асархадон». ---------------------------------------- Это как раз хорошая иллюстрация к вопросу когда в России появилась теософия. Появление теософии в России - не связано с появлением каких-либо официальых групп. И до появления таких групп кто хотел мог прекрасно ознакомиться с теософией по иностранным изданиям и журналам. И никаких преград к этому не было. Толстой например читал немецкий теософский журнал.

Татьяна: German пишет: Они у меня есть. В эл. виде? German пишет: Здесь только мелкие упоминания и ссылки. Смотрим дальше. Вот и мне попадались только упоминания "мимоходом". Может быть, про "Голос Безмолвия" больше сказано? «Голос Безмолвия» - 54: 506; 80: 67.

German: Татьяна пишет: В эл. виде? Да. Смотрим далее.

German: Татьяна пишет: «Голос Безмолвия» - 54: 506; 80: 67 Выше ссылка на 54. 80-го у меня нет, 66-го к сожалению тоже. У меня до 62 тома включительно. Были ли когда-то вообще оцифрованы 66-й и 80-й тома не знаю. Выяснили, что Толстой читал Теософский журнал и какой именно.

German: German пишет: 80-го у меня нет, 66-го к сожалению тоже. У меня до 62 тома включительно. Были ли когда-то вообще оцифрованы 66-й и 80-й тома не знаю. Впрочем уже нашел - есть в Инете и все тома - http://mirknig.com/2011/09/30/lntolstoy-polnoe-sobranie-sochineniy-v-91-tome.html Завтра скачаю посмотрим, что в следующих томах.

Татьяна: German пишет: есть в Инете и все тома - http://mirknig.com/2011/09/30/lntolstoy-polnoe-sobranie-sochineniy-v-91-tome.html Я тоже нашла - http://petrovitskaya.lifeware.ru/sobranie_sochineniy Вот, что я обнаружила (о "Голосе Безмолвия", и, похоже, не только об этой книге). И.Лаврову. Черновое. 1909 г. Августа 19. Я.П. Книги известные*. В них много хорошего, нехорошо только то, что они говорят о том, чего не дано знать человеку. ------------------------------------ В письме из Киева от 16 августа 1090 г. Иван Лавров выражал сочувствие взглядам Толстого и спрашивал, как он относится к книге Е.П.Блаватской «Голос Безмолвия» Семь врат. Два пути. (Из сокровенных индусских писаний)» Перевод с английского Е.И.Калуга, 1908 г. * В яснополянской библиотеке хранится экземпляр книги с надписью переводчицы. Ряд афоризмов из этого произведения (с немецкого перевода) помещен в «На каждый день» (см. тт. 43 и 44). Употребление множественного числа в письме Толстого можно объяснить тем, что он имел в виду не одну эту книгу. На конверте пометка: «Ответил 19 августа Лев Николаевич». Точный текст отправленного письма неизвестен. ПСС, том 80, стр. 66. ---------------- и еще 12 февраля. Стр. 155-156. …Читаю прекрасный теософический журнал; - Немецкий журнал «Theosophischer Wegweiser zur Erlangung der gottlichen Selbsterkenntnis”… 1902-1903. -------------- Толстой, на своем экземпляре этого журнала отметил афоризмы Рамакришны, Фомы Кемпийского и Е.П.Блаватской («Голос Безмолвия»),… ПСС, том 54, стр. 506 (Примечания - К Дневнику 1903 г.)

German: Татьяна пишет: письме из Киева от 16 августа 1090 г Наверное там другая дата?



полная версия страницы